Поиск по этому блогу

Устный журнал для родителей

Родительская конференция от 25.12.2020
по теме: «Коммуникативная компетентность родителей и детей. Способы и приемы конструктивного общения.
Профилактика конфликтности»

Уважаемые родители! Сегодня наш устный журнал будет посвящен такой теме, как конфликты в семье. Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты.  Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?


Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

 

Вечная проблема – это непонимание двух поколений. Недопонимание между “отцами” и “детьми” было всегда, но страшно то, что это недопонимание может вызвать конфликт.

Вот как схематически можно отразить нарастание конфликта: несогласие –> недовольство –> противодействие –> унижение –> агрессия  -> разрыв 


Если конфликт все-таки назревает, то надо дать выход своим чувствам. Сказать человеку, с которым конфликтуешь, то, что ты чувствуешь, например: я злюсь, грущу, мне одиноко. Ведь он может и не знать, какая буря эмоций кипит внутри вас. Попробуйте встать на позицию вашего недруга. Избегайте взаимных оскорблений. Учитесь принимать и уважать чужую точку зрения. Найдите авторитетного третьего товарища, кто мог бы разобраться в конфликте.

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:

·                     отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;

·                     оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

·                     сохранить личностные отношения всех участников конфликта.




 Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1.                 Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

2.                 Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

3.                 В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4.                 Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5.                 Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6.                 Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7.                 Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8.                 Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9.                 Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10.            Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

 


Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

1.                 Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

2.                 Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

3.                 Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

4.                 Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

5.                 Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

6.                 Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.



Схема достойного выхода из конфликтной ситуации

1. Создание обстановки

- Выберите тихое место, где вы спокойно поговорите о случившемся

- Начните разговор без крика с заявления о положительных намерениях, например «Ты мне очень дорог. Я хочу помочь тебе.»

2. Обсуждение ситуации

-                     Используя технику активного слушания, дайте каждому высказать свои чувства

-                      Обсуждайте проблему, а не друг друга. Постарайтесь понять, почему произошёл конфликт

3. Принятие решения

-                     Постарайтесь решить проблему так, чтобы результатом были положительные последствия, чтобы вы почувствовали душевное облегчение

-                      Помните: лучшее решение конфликта – отношения «победитель - победитель»

Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

·                     проблемам физического плана, связанные со здоровьем;

·                     проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

·                     проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Таким образом, последствия нерешенного конфликта могут привести к жестокому обращению с ребенком, там, где люди не могут цивилизованно решать проблемы, в ход идет сила, унижение, ненависть.

 

“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

 

При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!!

Нельзя не упомянуть об еще одной, наиболее болезненной стороне неразрешенного конфликта, это – суицид.

Многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность.

Однозначных методов воспитания, подходящих каждому ребенку нет, но можно выделить несколько заповедей, подсказывающих как обращаться с собственным чадом.

 

 Очень много конфликтов в семье происходит от того, что дети не желают учиться. Как мы можем изменить эту ситуацию?


Смотреть видео


ЗАПОВЕДИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Заповедь первая:

   Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая:

  Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

Заповедь третья:

  Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвёртая:

 Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая:

  Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».

Заповедь шестая:

  Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Заповедь седьмая: (слайд 9)

    Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

Заповедь восьмая:

      Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая:

    Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

Заповедь десятая:

      Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. 

  Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ и еще несколько слов в заключении

 - Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.

- Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.

- Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями,     способными понять и сопереживать.

 - Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться к старости.

- Чаще бывайте в школе.

 

Также  хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! 





Устный журнал от 13.12.2020 на тему

«Детская ложь: способы профилактики»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наш устный журнал будет посвящён детской лжи. Разговаривая с родителями, я знаю, что эта тема очень остра в некоторых семьях. В классе я также сталкиваюсь с ситуацией, когда дети лгут учителю, одноклассникам. В чём причина такого поведения? Сегодня я вам об этом расскажу.

 

Вначале, взгляните на себя со стороны и трезво оцените ситуацию:

1. Не чувствует ли Ваш ребенок себя отверженным в семье?

2. Не сравниваете ли Вы его с другими детьми в семье, высказывая недовольство и вызывая ревность и соперничество?

3. Не занижаете ли Вы его самооценку?

4. Не опекаете ли Вы излишне ребенка?

5. Не подражает ли ребенок так своим сверстникам?

6. Не копирует ли он Вас, являясь неожиданным свидетелем того, как Вы “манипулируете” ложью, считая ее сущим пустяком?

7. Не вызываете ли Вы враждебность своими наказаниями “за дело” или с целью “профилактики”?

 

В чем виноваты Вы?

1. У Вас завышенные требования к ребенку или он Вам лишь только подражает?

2. Не провоцируете ли Вы сами ложь соблазнами или вопросами-ловушками?

3.Кто страдает ото лжи: Вы, Ваш ребенок или кто-то посторонний?

4. Какую информацию предоставляет для Вас ложь?

 

Почему дети обманывают? Честность входит в набор качеств, которые родители испокон веков стремятся привить подрастающему поколению, а потому каждый случай лжи нас огорчает. Скорее всего, не существует такого человека, который хотя бы раз не сказал неправду или не попытался что-нибудь скрыть. Но почему тогда особенно пугает и возмущает детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь – признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет человек, лишенный нравственных принципов. Родители теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком, которого уличили во лжи. Можно ли теперь ему верить, наказывать ли его? Взрослые часто не понимают, что ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Поэтому, чтобы правильно вести себя в подобной ситуации, родители должны, прежде всего, разобраться в причинах, побудивших их ребенка солгать.

Маленький ребенок уязвим, его детские проблемы кажутся нам ужасными, положение безвыходным, а помощи ждать неоткуда, так как родители, к сожалению, не желают вникать в его жизненные трудности. Ребенку непонятны законы окружающего мира, который иногда жесток и беспощаден. Кроме того, у него еще недостаточно развито отношение к правде как к нравственной норме. Ему сложно противостоять минутным желаниям, он не задумывается о последствиях. С точки зрения детской психологии лживость начинает развиваться, если у ребенка не сформировалась потребность в правдивом отношении к другим людям. При этом умение лгать требует определенного уровня умственного развития. Говорить неправду целенаправленно может человек, обладающий известной долей интуиции и наблюдательности, ведь ему надо оценить: поверят ему или нет, а также довольно развитым воображением. Лживость ребенка может объясняться не только недостаточным развитием нравственного поведения, малым количеством лет, но и плохим воспитанием.

1. Страх наказания, осуждения.

Пожалуй, это основа основ возникновения обмана, как у малышей, так и у взрослых. Чаще всего ребенок лжет, боясь осуждения и наказания со стороны родителей и других взрослых. Например, дети опасаются, что их будут ругать за затянувшуюся прогулку, либо долгое сидение за компьютером и телевизором. Наиболее частая ложь связана с отметками в школе.

Что же делать? Необходимо кардинально менять систему воспитания. Чтобы заслужить доверие, важно быть для ребенка авторитетом, но никак не авторитарной личностью. Необходимо сменить строгость на сердечность. Уличили сына или дочь во лжи? Не спрашивайте: “Почему ты врешь?”,а задайте вопрос: “Как получилось, что ты это совершил?”, “Давай вместе подумаем, чем тебе помочь?” Когда ребенок лжет, утаивая школьные отметки, то к страху наказания здесь может добавляться боязнь несоответствия ожиданий родителей. Часто мамы и папы сами формируют у своего ребенка отношение к школьным отметкам как к оценкам своих личностных качеств. Порой родители интересуются только отметками в дневнике, но не проявляют внимания к другим сферам жизни своего подрастающего ребенка. В результате ребенок соотносит свои четвертные и годовые оценки с самим собой. Ему кажется, что если он получит плохую отметку, то он сам нехороший. Здесь нужно поменять методику общения со своим ребенком. Самый распространенный родительский вопрос: “Что у тебя в дневнике?”следует заменить на простой житейский вопрос: “Как у тебя дела? Что нового? Как настроение? С кем сегодня общался?” и т. п. В таком случае дети понимают, что вам важны они сами, а не их оценки и будут более откровенны.

2. Страх неприятных последствий, унижения.

Дети прибегают к помощи лжи, чтобы избежать неприятностей. Малыш не понимает, что он совершает аморальный поступок. В своем поведении он руководствуется сиюминутными желаниями. Он не может извлечь из своей лжи большую выгоду, так как, скорее всего, будет сразу разоблачен. Да он и не думает о выгоде, просто боится неприятностей столь сильно, что пытается защитить себя любым способомЛожь как защита чаще встречается в семьях, где ребенка наказывают за малейший проступок и наказание по своей суровости несоизмеримо с тяжестью содеянного.

Кстати, осознанно использовать ложь в качестве защиты ребенок учится именно у взрослых (в первую очередь у своих родителей). Именно близкие подают ему пример так называемой невинной лжи, цель которой защитить себя от неприятных последствий. Мама, которая не захотела пойти на родительское собрание, объясняет учительнице в присутствии сына или дочери, что у нее болела голова. Папа смотрит телепередачу и просит сказать по телефону, что его нет дома. Бабушка жалуется знакомым, что вся семья болеет, поэтому они не придут в гости, хотя на самом деле им не хочется общаться с этими людьми. И так далее и тому подобное. Слегка приврав, немного исказив факты, мы стремимся избежать неприятных объяснений, выйти из затруднительного положения и вообще облегчить себе жизнь. Наши дети видят это и “мотают на ус”.

3. Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь.

Например, на вопрос мамы: “Как ты написал контрольную работу?”, ребенок отвечает: “Хорошо”. Он знает, что в данном случае его отпустят гулять. Но маме известно от учителя, что ребенок не справился с работой, она и начинает ругаться, кричать: “Ты опять меня обманываешь? Я знаю, что ты написал плохо!” Вместо этого нужно было прямо сказать, что вы знаете о его неудаче, что вы волнуетесь и думаете, как ему помочь.

Другой пример. Ребенок стирает плохие отметки в дневнике, потому что папа пообещал пойти с ним в кино, если у него будут только четверки и пятерки. Сын или дочь обманывают, что сделали все уроки, дабы можно быстрее сесть за компьютер.

 

Давайте рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут вам развить честность в ребенке.

1. Верьте своему ребенку

Как правило, дети, которым доверяют, отвечают тем же. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите. Например, если у вас ребенок подвижный и конфликтный, не нужно перед выходом в школу повторять: “Только попробуй получить сегодня замечание!” или “Только попробуй подраться!” Вы этим самым формируете стереотип поведения и неосознанно провоцируете эти поступки. Лучше пожелайте: “Веди себя спокойнее, будь сдержанным”. Важно, чтобы ребенок мог довериться вам. Если вы дали ему слово, то сдержите его. Но если не удается выполнить обещание, то объясните причину и извинитесь.

2. Доверие друг к другу

Объясните ребенку, что правда полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу. Попробуйте вместе с ребенком представить общество, где все друг друга обманывают. Расскажите о жизни нечестных людей, которые большую часть жизни обманывают: мошенники, аферисты, объясните, что таких людей не уважают, им не доверяют. Разговаривайте с детьми с раннего детства о том, что в вашей семье ценится честность.

3. Не создавайте ситуации для обмана

Избегайте двусмысленных вопросов, говорите ребенку лучше правду, чем неправду. Если ребенок разбил вазу или чашку, не спрашивайте: “Это ты разбил?”, а лучше сразу скажите: “Я знаю, что ты разбил вазу, расскажи, как это получилось?” Такой определенный вопрос исключает обман со стороны ребенка. Он видит, что вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду. Завышенные требования, сильное давление со стороны родителей, слишком строгое наказание дома говорят о том, что родители не понимают характер своего ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это приводит к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей, либо понимает, что бессилен выполнить требования своих родителей.

4. Не учиняйте унизительных допросов

Если ваш ребенок не признается, то допрашивать его бесполезно. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и как достойно выйти из данной ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания, вы можете наказать его, конечно, без применения побоев. Но если вы не уверены в том, что совершил ваш ребенок, лучше сказать: “Я верю тебе, надеюсь, что ты честный человек и сказал правду. Если нет, то я очень огорчусь”.

5. Вознаграждайте честность

Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: “Я рад, что ты честный человек, ведь ты сказал правду”. Здесь возникает сложная ситуация. Ребенок признался, как быть с наказанием за проступок? Если наказать, то в следующий раз он может не признаться. Если не наказать, то он может не понять, что совершил запрещенное. В данном случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Важно показать отрицательные стороны поступка. Пусть ребенок поймет, что вас это сильно огорчает, и вы надеетесь, что больше он так не поступит.

Уделяйте больше внимания честности как ценности, чем наказанию за плохое поведение. Если ребенок в чем-то сознался, а вы забыли похвалить за смелость и сразу перешли к наказанию, то в следующий раз не ждите от него откровенности. Ребенку важно, когда можно рассказать правду и не бояться родительского гнева, критики или насмешек. Любые дисциплинарные меры должны быть уважительны по отношению к ребенку.

6. Показывайте пример честности

Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если вы говорите одни слова педагогу в школе, а дома в присутствии ребенка обсуждаете учителя и его методы работы; если вы сообщаете в школу, что ребенок приболел, а на самом деле вы проспали, вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность для них будет иметь те же ценности.

Станьте примером честности в глазах ребенка не только на словах, но и на деле. Старайтесь находить честные ответы с учетом возраста ребенка, любая ложь взрослых побуждает ребенка поступать так же. Задача состоит не в том, чтобы рассказать абсолютно все, а в том, чтобы создать атмосферу открытости и безопасности.


 





Устный журнал от 29.10.2020

на тему

«Как подготовить ребенка к переходу в среднее звено»

(для родителей учащихся четвертых классов)

Цель: расширить психолого-педагогические знания родителей об особенностях адаптационного периода при переходе в среднее звено.

Задачи:

1. Познакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей данного возраста.

2. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 5 классе.

3. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 Ход журнала:

    Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами. Спасибо, что Вы нашли время на родительское собрание, которое пройдёт в форме устного журнала, на страницах которого мы затронем очень важную и актуальную тему: 

«Как подготовить ребенка к переходу в среднее звено».

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждёт не только новая система обучения, но и изменение режима дня, быстрое физиологическое взросление, увеличение физической и умственной активности.



Возрастные особенности детей 10-11 лет.


если не видно видео, перейди по ссылке



Физиологические трудности адаптации 

пятиклассников к школе.

-Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

-Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

-Изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

· Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

· Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

· Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

· Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

· Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

· Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.



 Психологические проблемы адаптации ребенка к школьному обучению и условии их успешного преодоления. 

В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

        - Снижение интереса к учебе.

Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки. 
- Снижение успеваемости.

Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока. 
-  Напряженные отношения между детьми.

 Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
        - Повышенная тревожность.

-Непредсказуемые реакции. С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя. 

- Отстранение от взрослых.

Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь. 

Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким непростым.

1. Смена учителя.

 В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.

Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.

 Если раньше ежедневно ученики готовились к 3-4 предметам, то теперь приходится готовиться к 5-6. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.

4.  Новые требования.

Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

5. Отсутствие постоянного кабинета.

Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.



 Педагогические советы.


    №1.  В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.

   №2. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.

 №З.   Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

 №4. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.  Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах

5. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка. Иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

№6. Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится. Следует также иметь информацию о дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

 №7. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

 №8. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

 №9. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимо количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

 №10. Поощряйте ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Предоставляйте ребенку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью.

 №11.Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.


если не видно видео, перейди по ссылке


 ПАМЯТКА 

«Рекомендации родителям пятиклассников»

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.

3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.

4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет деятельность ребенка.

5. Принимайте участие в жизни класса и школы.

6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.

7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.

8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.

9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное отношение к школе.

10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.

11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, ругая его, объясните: «за что…».

 13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.